Генеалогия родов Понедельник, 21.01.2019, 21:01
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Разделы

Календарь
«  Январь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Наш опрос
Ваша оценка сайта
Всего ответов: 58

Поиск по сайту

Поисковые запросы

Статус Города

В 1910-х гг. село Армавир производило впечатление большого города, сопоставимого с губернским или областным центром, что нашло отражение в целом ряде часто восторженных характеристик современников. Например, в начале марта 1914 г. сотрудник «Приазовского края» Л.Пасынков дал следующую оценку селению: «Армавир был и есть город. Задымленные сакли времен покорения Кавказа давно уже сменились многоэтажными постройками стиля модерн. Когда вы бродите по широким, недурно замощенным улицам Армавира, вам кажется, что вас перенесло куда-то в среднюю полосу России, в богатый губернский город… Когда вы подъезжаете к станции «Армавир», вас ослепляет блеск электричества. За этим вокзалом, на котором суетятся сотни комиссионеров, помещиков, купцов, гимназистов, городских интеллигентов разных профессий, рожденных городом, - расплеснул свои каменные волны крупный торговый город. Армавир гремит, звенит, грохочет и каждое его движение заявляет об одном: - Я город, город, город!...».

    Казалось, что все достижения цивилизации в конце XIX – начале XX веков, обгоняя друг друга, стремились обосноваться в Армавире и служить его деловым, расчётливым и удачливым жителям. Так, 26 сентября 1899 года Армавир впервые услышал трель телефонного звонка. К началу 1914 года в селе было уже 590 телефонных аппаратов. Много это или мало? Если сравнивать с числом стационарных и особенно мобильных телефонов в наши дни, то, конечно, очень мало. Однако если сравнить с развитием этого вида связи в других городах Северного Кавказа сто лет назад, то Армавир выглядел очень солидно. Судите сами. В том же 1914 году в Екатеринодаре (ныне Краснодаре) было 864 телефонных аппарата, в Новороссийске – 493, в Грозном – 490, в Ставрополе – 440.

    Даже с радиосвязью некоторые армавирцы познакомились еще на заре прошлого века. Уже в 1910-х годах в числе первых радиолюбителей в России упоминается армавирский учитель С.Гросицкий.

    В 1902 году в Армавире вступила в строй первая очередь водопровода общего пользования. Кроме этого водопровода, в селении действовали также водопроводы Владикавказской и Армавир-Туапсинской железных дорог.

    И, наконец, в 1904 году в селе Армавир была построена первая центральная электростанция. До этого в некоторых богатых армавирских домовладениях имелись собственные небольшие установки, снабжавшие электричеством близлежащие постройки и особняки. В 1904 году на улицах селения было всего 3 электрических фонаря, на которые первое время, люди ходили смотреть как на диковинку. В 1910 году фонарей было уже 50, а к началу 1914 года – 64.

Такие важные составляющие комфорта- бельного жилья, какими являются канализация, паровое отопление и лифт, ещё долгие годы будут в Армавире скорее исключением, чем общедоступным благом. Однако впервые они появляются здесь именно в начале ХХ века. Все эти удобства, которые и до сих пор не коснулись изрядного числа жилищ армавирцев, имелись в некоторых дорогих зданиях села: в доходных домах (так назывались здания, где помещения сдавали внаём) С.П. Меснянкина и Б.М. Каспарова, в особняке братьев Тарасовых, в «Большой Московской» гостинице и в некоторых других домах.

    В январе 1907 года армавирцы решили, что им нужен трамвай. Сельский сход принял решение о начале сооружения первой линии нового электрического транспорта. Подготовительные работы заняли несколько лет. То есть, в эти годы изучали грунт, где нужно будет проложить рельсы, согласовывали расходы на строительство, намечали маршруты и т.п. Трамвайное депо должно было располагаться примерно за территорией нынешнего Бронетанкового завода, а первый маршрут предполагалось проложить по главным улицам Армавира. Строительство трамвайных линий предполагалось начать в 1914 году, но тут началась Первая мировая война. Тогда казалось, что многие начинания откладываются ненадолго, и вскоре Армавир продолжит свой фантастический, невероятный и головокружительный взлёт, но … потом случилась революция, а вслед за ней и ещё одна, а потом началась гражданская война, после которой мир стал совсем иным. А когда все войны закончились, о таком «пустяке» как трамвай в новом обществе уже никто не вспоминал. Жители Армавира вынуждены были решать гораздо более насущные и неотложные нужды. Так наш город лишился трамвая, даже не успев его приобрести.

В начале XX в. у местных извозчиков появился конкурент - автомобиль. Первое известное нам сообщение об автомобилях на улицах Армавира было опубликовано в декабре 1908 г. в екатеринодарской газете «Новая заря».
    В феврале 1909 г. в селе, при гостинице Н.П.Комягина «Коммерческое подворье» открылась «автомобильная станция». По всей видимости, она представляла собой частное автопредприятие по транспортировке различных грузов. В среде состоятельных жителей становится престижно иметь собственный механический экипаж. Новый спрос быстро сформировал предложение. В 1910 г. в селе уже работал гараж и склад автомобильных запчастей, бензина и масел, принадлежавший К.П.Зергелю. Сюда же поступали машины для продажи. Вскоре автомобили появляются на складах и других фирм. В 1913 г. Т.Г.Фейль открывает в селении представительство германской компании «Опель». В том же году здесь начинает действовать автомобильная мастерская О.И.Вагнера. В начале 1914 г. А.Ф.Поспишил учреждает в Армавире представительство американской автомобильной фирмы «Студебеккер», предлагая машины этой марки не только на продажу, но и для проката.

    Уже на заре ХХ века на автомобиль начинают смотреть не только как на быстрое и удобное средство передвижения, но и как на предмет спортивных состязаний. Вам, дорогие читатели, любопытно, что именно в Армавире состоялись одни из первых в регионе автомобильных соревнований. 6 июня 1910 г. на Прочноокопском шоссе была организована «гонка автомобилей». В состязаниях участвовало всего 3 машины: Николенко «Мерседес» 45 л/с, Королькова «Дитрих» 36 л/с и Зергеля «Некарсульм» 20 л/с. Дистанция была определена в 3 версты от моста через р. Кубань у станицы Прочноокопской до 3-й рощи на окраине села Армавир. Все машины стартовали одновременно. Первым к финишу через 2 мин. 2 сек. прибыл автомобиль «Дитрих» Королькова, показав среднюю скорость 87 верст в час; вторым был «Мерседес» Николенко (2 мин. 22 сек., 75 верст в час) и последним оказался «Некарсульм» Зергеля (3 мин. 7 сек., 58 верст в час). Очевидцы сочли данные результаты хорошими. Армавирские и подобные им еще очень примитивные соревнования, тем не менее, играли важную роль в популяризации и рекламе нового вида транспорта, с каждым годом занимавшего все более заметное место в жизни человека ХХ столетия. Первоначально «четырехколесные чудовища» были редки и воспринимались как диковина, однако уже в мае 1913 г. сельские извозчики через местную газету жаловались на «большое количество автомобилей, отбивающих у них доходы». Лошади боялись шумных и чадящих вонючим дымом машин, шарахались от них на обочины дорог, уличные же собаки автомобили просто ненавидели, провожая их пронзительным лаем. Первые армавирские водители не отличались тактичностью и порой вели себя просто грубо, однако именно они являлись вестниками технического прогресса, вторгавшегося практически во все сферы жизни человека.

    В начале прошлого столетия армавирцы познакомились с поистине фантастическим для того времени зрелищем – полетами авиации. Самые ранние известные нам сведения о начале покорения воздушной стихии над Армавиром относятся к 1911 г. 3 июля этого года в селении продемонстрировал свое искусство знаменитый российский аэронавт-парашютист Ю.М.Древницкий. В сентябре 1911 г. в Армавир вместе с монопланом системы «Блерио» прибыл летчик А.А.Кузьминский. После нескольких неудачных попыток вечером 26 сентября на пустоши у казарм Кавалерийского дивизиона (ныне Бронетанковый ремонтный завод на ул. Пугачева) авиатор наконец-то поднял свою машину в воздух. На высоте около 350-400 метров аэроплан плавно описал круг диаметром около версты. Многотысячная толпа армавирцев приветствовала летчика громом аплодисментов.

Далеко не все жители селения оставались пассивными наблюдателями победоносной поступи отечественного воздухоплавания. Армавир внес свой вклад в дело становления российской авиации, подарив стране такого замечательного летчика, как Амбарцум (Гомбарцум) Кеворкович Арутюнов (1877 – 1919 гг.). Будучи по специальности механиком, он являлся совладельцем мастерской «Вулкан», где производились слесарные и кузнечные работы, изготавливались инструменты и несложная техника. Никто не знает, когда у мастера и изобретателя А.К.Арутюнова родилась мечта о собственной дороге в небо. Может быть, он «заболел» авиацией, восторженно следя за полетом над Армавиром А.А. Кузьминского. Возможно, что это произошло в другом городе. Как бы там не было, но механик оставил свое предприятие и решил целиком посвятить себя рискованному, но прекрасному летному искусству. Весной 1913 г. он прошел курс обучения в одесской авиационной школе. Вскоре А.К.Арутюнов занял у ряда состоятельных сельчан около 5 тысяч рублей, на которые в Одессе им был куплен биплан «Фарман». Возвратившись в Армавир, авиатор начал демонстрационные полеты, используя в качестве взлетно-посадочной полосы обширную площадь у казарм кавалерий-ского дивизиона.

    18 октября 1913 г. в газете «Отклики Кавказа» появилось следующее примечательное объявление: «Армавир. Плац Кавалерийского дивизиона. В воскресенье 20-го октября состоится Полет-Состязание на продолжительность, высоту, описывание восьмерок в воздухе между двумя флагами и точность спуска на назначенное флагом место 2-х пилотов-авиаторов Арутюнова и Фейфера. На месте полета будет играть оркестр военной музыки…». Соперником армавирца был летчик Александр Карлович Фейфер, который еще 20 апреля 1913 г. на страницах сельской газеты приглашал компаньона для приобретения аэроплана, где указал, что является обладателем диплома Императорского Всероссийского аэроклуба.Как и было запланировано, воздушное соревнование авиаторов состоялось при огромном стечении публики 20 октября 1913 г. Поскольку у А.К.Фейфера своего аэроплана не имелось, то пилоты поочередно взлетали на арутюновском биплане. В газетном отчете об этом событии говорилось: «первым поднялся на «Фармане» наш армавирец, гордость нашего села-города Амбарцум Кеворкович Арутюнов. Полет продолжался 22 минуты… Авиатор Фейфер летал 8 минут и выказал большую опытность и смелость».

    Как и большинство авиаторов того времени, А.К.Арутюнов был поистине фанатично предан воздухоплаванию. Даже в новогодний праздник, 1 января 1914 г. он не усидел дома и взмыл на своем «Фармане» в зимнее небо над Армавиром. Правда, полет продолжался всего 10 минут, так как в открытой кабине пилот едва не замерз от бьющего в лицо ледяного ветра. Несмотря на это, на следующий день аэроплан храброго авиатора вновь поднимается под облака. Оторвавшись от земли в имении барона В.Р.Штейнгеля Хуторок, А.К.Арутюнов взял курс на Армавир. На этот раз он пробыл в воздухе более часа, держась на высоте от 300 до 400 метров. Удивительно то, что пилот решился лететь в темноте. Не имея каких-либо навигационных приборов и зримых ориентиров на местности, смельчак заблудился. Несмотря на сумрак, ему удалось успешно приземлиться в поле у хутора Ляпина, в 9 верстах от станицы Прочноокопской. Тут Арутюнова поджидал неприятный сюрприз. Хуторяне, увидев, как с неба с шумом спускается какое-то крылатое существо, решили, что это сама нечистая сила прилетела к ним на святки. Охваченные паникой, жители заперлись в домах и потушили свет. Около получаса авиатор пытался призвать кого-нибудь на помощь. Наконец нашлись храбрецы, которые рискнули выйти к летчику. Получив от ляпинцев лошадей, он добрался до Прочноокопской станицы, а уже оттуда благополучно прибыл в Армавир. В 1914 г. А.К.Арутюнов стал совершать демонстрационные полеты в городах Кавказа.

    Как и любой большой капиталистический город, Армавир был полон противоречивых картин повседневной жизни его обитателей. Рядом с безумной роскошью и миллионными богатствами нескольких десятков семей, сотни и тысячи других армавирцев влачили нищенское, полуголодное существование. На заводах и фабриках местные предприниматели нещадно эксплуатировали труд сотен рабочих за жалкую зарплату, на которую с трудом можно было прокормить семью. Удалённые от центра районы были застроены убогими лачугами, землянками и крытыми соломой мазанками. Ночью здесь царила непроглядная тьма, и на улицу лучше было не выходить. В тёмное время суток воровские шайки чувствовали себя настоящими хозяевами окраин Армавира.

    Полиция и медицинское обслуживание не находили должного финансирования по причине того, что Армавир не имел городского статуса. Так, из-за сельских и потому совершенно недостаточных штатов полиции в Армавире в начале ХХ века бурно расцвела преступность, революционная подпольная деятельность и т.п. По той же причине медицинское обслуживание находилось на крайне низком уровне. Что значит для селения в 50-60 тысяч жителей всего 100 больничных коек, из которых бесплатных было едва ли два-три десятка.

    К этому нужно добавить, что из всех армавирских учебных заведений Волостное правление полностью содержало только 2-х классное Александровское училище и выдавало пособие двум церковно-приходским армянским школам. Всего же к 1914 году, когда Армавир стал, наконец, городом, здесь было до 30 учебных заведений и все они, кроме трёх названных выше, оплачивались благотворительными обществами, частными лицами и государственной казной. Таким образом, Волостное правление и сельский сход не могли эффективно и должным образом решать насущные нужды и проблемы Армавира.

    Упорная борьба иногородних жителей за преобразование села в город шла почти 30 лет. Были в ней острые конфликты с коренными, временные победы и поражения. Следует помнить, что это противоборство не привело к межнациональным противоречиям. В решении других вопросов местной жизни иногородние, прежде всего русские, жители и коренные черкесские армяне работали дружно и сообща, и только спор о городе делал их несговорчивыми противниками. Только 23 марта 1914 года, император Николай II Высочайше утвердил положение Совета министров о преобразовании Армавира в город. Эта реформа открывала для Армавира новые многообещающие перспективы дальнейшего роста и развития.

    В мае 1915 года в Армавире избирается первая Городская Дума. 11 июля того же года на заседании Думы был избран первый городской голова Армавира. Им стал потомственный почётный гражданин Александр Александрович Колычев.

    Так в истории дореволюционного Армавира начался долгожданный, но очень короткий городской период, который пришёлся на военное лихолетье и смутные годы революций и гражданских распрей в России.

    Первым городским властям пришлось решать застарелые проблемы крайней неблагоустроенности Армавира и неудовлетворительного состояния системы народного здравоохранения, доставшиеся ему в наследство от сельского правления. Управа должна была создать целый ряд жизненно необходимых городу учреждений, о чем не позаботилась в свое время сельская администрация. Начало работы органов городского самоуправления совпало с острым экономическим кризисом, вызванным Первой мировой войной. Думе и управе необходимо было удовлетворять неотложные нужды населения, связанные с резким падением уровня жизни, всеобщим подорожанием и тотальным дефицитом предметов первой необходимости, снабжать пособием семьи мобилизованных, открывать госпитали для раненых воинов, обустраивать и оказывать помощь сотням беженцев, хлынувшим в город с началом войны.

    В городскую думу были избраны очень инициативные и неравнодушные люди. Городской голова А.А.Колычев являлся одним из самых известных в России специалистов в области муниципального хозяйства и права. Дружная работа городских властей дала быстрые и плодотворные результаты. Уже к лету 1917 г. Управой были открыты 6 городских училищ, «заразный барак» (инфекционная лечебница), городская аптека, две бесплатных амбулатории, целый ряд городских складов топлива и продовольствия, выстроены капитальные торговые корпуса на базаре, замощен ряд улиц, устроен бульвар на Николаевском проспекте, начали действовать городской кирпичный завод и хлебопекарня. Одновременно с этим, в тяжелые годы мировой войны, всеобщего дефицита и стремительного роста цен городские власти снабжали армавирцев дешевыми продуктами, для чего была проведена перепись населения и введена карточная система.

    После февральской революции 1917 г. в условиях экономического и хозяйственного кризиса власть переходит в руки Комитета общественной безопасности, сформированного из членов Городской думы и различных общественных организаций. Жизнь города сильно политизируется; целенаправленная хозяйственная деятельность муниципальной администрации постепенно сворачивается.

    Армавир стал первым советским городом в Кубанской области. Новая власть здесь была установлена в ночь с 6 на 7 января 1918 г.


Материал из книги "ИСТОРИЯ АРМАВИРА" (до 1917г.) С.Н. КТИТОРОВ, В.Г. ШНАЙДЕР
Форма входа

Архив записей

РОСАТОМ
Радиационная обстановка

Создание, раскрутка, тех.поддержка сайта: +7(918)2409114, arkot.ru@list.ru © 2019Конструктор сайтов - uCoz