КОГДА И КАК ПОЯВИЛСЯ АРМАВИР
Для того чтобы понять, почему Армавир возник в 1839 году именно в том месте, где он находится и сегодня, нужно обратиться к временам ещё более далёким: к тем временам, когда не родились ещё прадеды прадедов ныне живущих армавирцев.
Это было в годы царствования императрицы Екатерины II, когда её славный полководец Александр Васильевич Суворов был послан на южные окраины Российского государства, чтобы укрепить его границы. А надо сказать, что границы эти пролегали тогда как раз в тех местах, где мы сейчас живём.
С кем же граничила тогда Россия на Кубани? Черноморское побережье и закубанские земли находились под властью могущественной Османской империи. Проживали здесь многочисленные племена свободолюбивых, гордых и воинственных адыгов, которых обычно называли черкесами или же просто горцами. В степных районах кочевали ногайцы – далекие потомки монгольских орд. Некоторые племена адыгов дружили с Россией, а другие воевали с ней. Вот от этих «немирных» горцев и хотела заградиться Россия, и потому был послан на Кубань А.В.Суворов.
Когда великий полководец увидел наши места, то решил основать здесь крепость. Но построил он её не на месте нынешнего Армавира, а на противоположном берегу Кубани. Это место находилось на самом краю Ставропольской возвышенности, которую сегодня армавирцы обычно называют «гора Форштадт». Отсюда, с высоты хорошо были видны Закубанские земли, и это позволяло заметить отправлявшихся в набег горских наездников ещё издали. Фельдмаршал Суворов и его солдаты примерно за три месяца построили крепость, которую назвали Царицынской. И было это в 1778 году. Однако жизнь крепости Царицынской была недолгой. Турецкий султан потребовал вывести российские войска с Кубани, угрожая войной. Наше государство тогда не было готово к новой войне, и поэтому первые укрепления на правом берегу Кубани были оставлены и срыты. В 1783 г. Императрица Екатерина II официально объявила Кубань границей России, и с этого времени здесь сооружается целая система крепостей, получившая название Кубанской линии. В 1784 г. командующий российской армией на Кавказе Павел Сергеевич Потёмкин на месте когда-то оставленного войсками Царицынского укрепления приказал выстроить новую крепость Прочный Окоп.
Эта крепость была очень важным пунктом в цепи укреплений Кубанской пограничной линии. Здесь находился штаб начальника этой линии, а потом – и резиденция командующего Правым флангом всей Кавказской линии. Именно в крепости Прочный Окоп собирались крупные российские военные отряды, которые во время военных действий с горцами следовали отсюда за Кубань, переправляясь через броды.
В августе 1794 года под стенами крепости, у самого берега реки Кубань поселились 150 семей донских казаков. Они основали станицу, которая получила название Прочноокопской. Первоначально это поселение находилось там, где в наши дни располагается Старая Станица. Но на этом месте казаки часто страдали от наводнений. Увидев как бедствуют люди, командующий отдельным Кавказским корпусом генерал Алексей Петрович Ермолов – знаменитый герой войны с Наполеоном – приказал в 1817 году перенести станицу на более сухое и возвышенное место, и через три года казаки вместе со всем своим имуществом переселились туда, где и сегодня находится станица Прочноокопская. Таким образом, эта станица стала новой, а оставленная казаками территория стала называться Старой Станицей. Тут уже никто не жил. Это место быстро одичало, заросло кустарником и лесом.
В конце XVIII – первой половине XIX веков станица Прочноокопская была самым значительным и наиболее важным поселением в наших местах. Её часто посещали известные люди, так как через станицу проходила дорога из Екатеринодара (сегодня – Краснодар) в Ставрополь. В 1820 году через крепость Прочный Окоп вместе с семьей героя Отечественной войны 1812 года генерала Николая Николаевича Раевского проезжал знаменитый русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. В военном госпитале крепости в 1847 году побывал великий русский хирург Николай Иванович Пирогов.
Н.Н.Раевский вспоминал, что когда они подъехали к краю высокого плато, известного позже как «Форштадтская гора», то увидели серые валы крепости Прочный Окоп. Под горой была видна широкая лента реки Кубани, за которой к горизонту уходили леса и рощи Закубанья, над которыми кое-где к небу поднимались дымки черкесских аулов. Простор, открывавшийся с кручи у станицы Прочноокопской, так поразил А.С.Пушкина, что впоследствии поэт воспел «закубанские равнины» в своем знаменитом произведении «Евгений Онегин».
Эти привольные равнины и стали вскоре тем местом, где образовался маленький аул черкесо-гаев (черкесских армян), будущий Армавир, в котором живем мы с вами. Но прежде чем поведать о том, как появился Армавир, надо сказать несколько слов о черкесо-гаях и основателе нашего города генерале Г.Х.Зассе.
Григорий Христофорович Засс был немцем. Он родился далеко от Кубани – в Курляндии, как когда-то называли земли нынешней Латвии. Став военным, он поступил на службу к русскому царю и был направлен на Кавказ. Храбрый воин и умелый командир, Г.Х.Засс дослужился до полковника, когда в 1834 году его назначили начальником всей Кубанской Линии. Вскоре Григорий Христо- форович переехал жить в крепость Прочный Окоп. Закубанские земли в то время по условиям Адрианопольского мирного договора с Турцией уже входили в состав России, однако многие из проживавших здесь черкесских племен не желали подчиняться царю. С оружием в руках они храбро отстаивали свою свободу и часто совершали набеги на кубанские казачьи станицы и крестьянские села.
Переехав в крепость Прочный Окоп, Г.Х.Засс поселился в небольшом домике с верандой и садиком, который был особенно красив весной, когда пышно расцветала сирень. Он занялся перестройкой крепости, устраивал там ярмарки, которые проходили очень празднично и торжественно. Во время ярмарок в Прочный Окоп съезжались обитатели окрестных земель. Были среди них и торговцы черкесо-гаи.
Название «черкесо-гаи» можно перевести на русский язык как «черкесские армяне». Почему же этих людей так назвали?
Разными путями, в разное время и по разным причинам, группы армян поселились вдали от своей родины среди других народов Кавказа, в том числе и среди адыгов. Основную массу переселенцев, скорее всего, составили выходцы из Крымского ханства, спасавшиеся от религиозных преследований. В землях черкесов они стали обосновываться в основном в XVI – XVII веках.
За долгие годы проживания в горах Закубанья армяне забыли свой родной язык, стали говорить по-черкесски, носить одежду горцев и даже родниться с ними. Поэтому таких армян стали называть черкесо-гаями, то есть черкесскими армянами. Но на протяжении веков черкесо-гаи помнили о своем происхождении и хранили христианскую веру. Даже когда черкесы приняли Ислам и стали мусульманами, те армяне, которые продолжали жить среди них, не перестали верить в Христа. Это были мужественные люди. Они не предали веру своих отцов и дедов. Главным занятием черкесских армян являлась торговля.
То, что они не хотели отказаться от Христа, многим горцам не понравилось. Торговля, которую вели многие горские армяне, превратилась в очень опасное занятие. Что же было делать людям, которые занимались исключительно мирными делами: торговлей, скотоводством, земледелием и ремеслом? Противостоять многочисленным и воинственным горцам армяне не могли. Тогда черкесо-гаи решили, что им может помочь Россия, потому что это сильная держава, и русские тоже христиане. И черкесо-гаи не ошиблись в своих надеждах…
Труден и долог был путь горских армян под защиту российской власти. Часто переезжали они с места на место и рассеивались по многим аулам Закубанья. Но вот настало 3 марта 1838 года.
В этот день на реку Лабу вместе со своим отрядом прискакал Григорий Христо- форович Засс, который был тогда уже генерал-майором. На Лабе начались волнения в черкесских аулах, и Засс прибыл, чтобы навести порядок. Когда генерал справился со своей задачей и мир был восстановлен, к нему подошли несколько человек. Засс оглядел гостей и без труда признал в них черкесо-гаев. Те рассказали ему о своих трудностях и попросили взять их под покровительство. Генерал согласился. С помощью казаков и солдат Г.Х.Засс начал переселять черкесо-гаев из горных районов поближе к станицам и укреплениям Кубанской линии. Дело это оказалось непростым и нескорым. Однако, в конечном счёте, они обрели своё новое место жительства на левом берегу Кубани перед крепостью Прочный Окоп, под защитой её войск и орудий.
Переселение черкесо-гаев на место, выбранное Г.Х Зассом, состоялось в апреле 1839 года. Вывести армян из аулов Домбайтук и Ушкундипс в район Прочного Окопа поручалось майору Льву Антоновичу Венеровскому – главному приставу (начальнику) закубанских народов. Сопровождали переселенцев солдаты 14-ой мушкетёрской роты Тенгинского пехотного полка и казаки Кавказского и Кубанского полков.
Л.А.Венеровский расставил солдат и казаков, сосредоточив их большую часть в голове и в хвосте каравана. Часть пехотинцев шла по бокам. Эти предосторожности не были лишними, так как многие черкесо-гайские семьи были довольно богатыми. Они везли своё добро на многочисленных подводах, гнали свой скот. Вместе с ними шли их крепостные крестьяне. У черкесов они назывались «пшитли». Эти люди также переселялись вместе с горскими армянами в район будущего Армавира.
По высокой сочной траве, сминая длинные стебли болиголова и пугая многочисленных зайцев и перепелок, двигалась вереница запряжённых волами повозок, растянувшаяся почти на версту. Мужчины большей частью шли рядом с телегами, уступив место детям, женщинам и старикам. Молодые женщины сторонились солдат и казаков, стараясь не смотреть в их сторону.
Солнце припекало почти по-летнему. Армяне говорили о чём-то меж собой на гортанном языке черкесов, наполненном шипящими и цокающими звуками. Обильно пересыпая свою речь украинскими словами, казаки толковали о станичных делах, о службе на кордоне и о чём-то ещё, что было также далеко от этой знойной степи, как и высокое южное небо над ней.
Двигаясь левым берегом Кубани, обозы горских армян к 21 апреля вышли, наконец, к месту, откуда хорошо был виден крутой уступ за рекой, на котором возвышался крепостной вал и постройки Прочного Окопа.
Л.А.Венеровский довёл переселенцев до того места, что было указано Г.Х. Зассом, и расположил солдат и казаков лагерем. Караван остановился, и на одно короткое мгновение повисла тишина, нарушаемая лишь мычанием волов и блеянием коз. Л.А. Венеровский легко спрыгнул с лошади, попросил принести перо, бумагу и чернильницу, и уверенным почерком написал рапорт генералу Г.Х. Зассу из «стана за Кубанью»: «Вследствие предписания Вашего превосходительства от 23 числа истекшего февраля за №376, жители армянских аулов, состоявших между станицами первый Темижбекскою и Кавазскою, и второй Кавказскою и Казанскою, мною на показанное Вашим превосходительством место доставлены». И было это 21 апреля 1839 года – в день, который мы с полным основанием можем считать днём рождения нашего города.
Переселенцы начали располагаться на ночлег. Мужчины стали распрягать уставших быков, женщины спустились к реке за водой, а дети, как ни в чём не бывало, носились между повозок. Старики задумчиво смотрели на огни крепости за Кубанью, на темнеющий невдалеке лес и на бледный серп месяца на быстро гаснущем небе, под которым им суждено было встретить свои последние дни. Как примет их этот уголок земли на берегу быстрой Кубани, как скоро удастся наладить здесь жизнь? – думали люди, разбивая временные шатры для ночлега.
Л.А.Венеровский оставил возле переселенцев 40 солдат для их охраны от нападений разбойников, а сам с 20 солдатами поскакал в Прочный Окоп.
Не все семьи черкесо-гаев прибыли 21 апреля 1839 года на левый берег Кубани под охрану крепости. Многие переселялись сюда ещё год и два года спустя из других мест, когда узнали о помощи русских властей, которая была оказана их соплеменникам на новом месте. Надо сказать, что для привлечения черкесо-гаев в новый аул сам Г.Х. Засс приложил немало усилий, приглашая их сюда и лично участвуя в устройстве жизни поселения.
Большую роль в выведении семей горских армян из черкесских аулов сыграл и первый пристав (российский начальник) Армянского аула (будущего Армавира) сотник Атарщиков 2-ой.
Здесь надо сказать несколько слов о человеке, которого звали Карапет Арцивян. Он был священником. В 1815 году, когда ему было уже больше 50-ти лет, Карапет Арцивян переселился в горы Черкесии и стал ездить верхом на лошади по аулам, где среди черкесов-мусульман жили армяне. Некоторые из них годами не слышали христианской проповеди, не исповедовались и не причащались. Всякому христианину священник Арцивян помогал словом Божьим и стал со временем очень любим горскими армянами и почитаем другими народами. Как только в районе крепости Прочный Окоп возникло поселение черкесо-гаев, Карапет Арцивян, будучи уже совсем немолодым человеком, переехал сюда из столицы Черноморского казачьего войска города Екатеринодара, где проживал до этого момента уже 8 лет. Он привлёк в новый аул множество других семей горских армян.
Карапет Арцивян продолжил свою пастырскую службу в открытом в Армавире армяно-григорианском молитвенном доме, а затем и в армянской Успенской церкви. В 1866 г. он умер в возрасте 102 лет и был похоронен у стен этого храма (ныне ул. Кирова, 7), где и сегодня вы можете увидеть его памятник-надгробие из белого мрамора.
Первые годы аул черкесо-гаев не имел определённого названия и чаще всего упоминался просто как «Армянское селение». Г.Х. Засс не стал сам придумывать название аулу, поскольку полагал, что это должно быть делом самих армян. Он обратился к помощи ставропольского армянского священника Петроса Патканяна. Тот долго думал, и предлагал много разных вариантов, которые не нравились жителям Армянского аула. Только в 1841 году Петрос Патканян предложил назвать аул Армавиром в память о древней столице Армянского царства.
Название, предложенное Петросом Патканяном, пришлось по душе жителям аула, и вскоре после основания Армавир обрёл своё имя, которое за долгие годы истории ни разу не менялось.