Начало революционного движения в Армавире
В начале XX века Армавир превращается в один из важнейших общественно-политических центров Северного Кавказа, оказывая значительное влияние на рост революционного движения в регионе.
Накануне первой российской революции Армавир являлся уже довольно значительным промышленным центром, где насчитывалось более 1 400 чел. фабрично-заводских рабочих. В качестве крупного рынка рабочей силы селение ежегодно притягивало к себе из разных уголков России массу трудового люда. Однако получить работу удавалось далеко не всем. В одном из документов 1907 г. сообщалось: «…в том же Армавире у ворот каждого завода стоят сотни народу в чаянии попасть на работу, но не попадают. Об отхожих промыслах нечего и думать, потому что вся Россия шлет сюда массу рабочих для промыслов, и многие из этих рабочих не находят работы…». Наличие крупных пролетарских кадров стало одной из важных предпосылок высокой революционной активности в Армавире.
В числе основных причин развернувшегося в 1905 году забастовочного движения были тяжелые условия труда на местных предприятиях и бесправное положение наемных рабочих. Так, в февральском номере газеты «Армавирский пролетарий» писалось: «один владелец бричечной мастерской г. Беликов потерял в пьяном виде полтинник и заподозрил своих рабочих в воровстве. Чтобы отыскать вора, ставит икону перед рабочими, а рядом с ней ружье со взведенным курком и заставляет всех поочередно целовать сначала икону, а потом дуло ружья. Причем торжественно заявляет, что ружье выстрелит в виновного в тот момент, когда он будет целовать его. И пришлось выполнить дикое требование их ошалевшего властелина. Ружье от малейшего толчка могло выстрелить и убить человека в угоду хозяина... На заводе Аведова имеется швейная с 10-12 работницами. Положение их ужасное в полном смысле слова. Швейная представляет из себя холодный, дымный смрадный сарай, а работа продолжается от зари до зари».
Безрадостными выглядели условия труда и жизни Армавирских рабочих, занятых в кирпичном производстве. В 1911 г. один из журналистов так освещал их положение: «предо мною высился целый ряд гигантских труб, из которых неслись клубы черного дыма, а у подножия их копошились кучи каких-то живых существ, повидимому, людей. Подойдя ближе, я увидел огромнейшие рытвины. По обе стороны их возвышались целые пригорки земли. На самом дне рытвин, глубина которых достигала местами двух саженей, копошились люди, добывая глину для кирпичей. Лица их были покрыты грязью, а нижние части ног по самые колена, скрывались в воде. Местами вода застоялась, покрылась плесенью и распространяла вокруг удушливое зловоние… Вот в этих то ямах и помещаются рабочие со своими семьями. Для того, чтобы иметь возможность укрыться от непогоды, рабочие параллельно отвесного углубления в стене выводят саманную стену. Таким образом получается длинная галерея, которая делится на множество клетушек, носящих общее название «квартир». Сверху клетушки эти покрыты землею: это – крыша. Во время дождя «крыша» превращается в грязь и стекает внутрь жилых помещений, благодаря чему в них постоянная сырость».
Работа на многих предприятиях представляла серьезную угрозу для здоровья. Например, на табачной фабрике Муратчаева и Назарова в воздухе постоянно висела взвесь табачной пыли, которая забивала глаза и проникала в легкие, вызывая массовые заболевания. Здесь, кстати, работало много девочек-подростков, которые уже в юности часто получали хроническую астму, туберкулез и другие недуги.
В митингах и забастовках большое участие принимали также торговые служащие. Жизнь тех, кто трудился в магазинах, конторах и складах была не легче, чем доля промышленного пролетариата. Один из местных приказчиков А.И.Морозов позже вспоминал: «мы являлись на службу в 5-6 часов утра и простаивали на своих местах до 10-11, а иногда и до 12 часов ночи, имея за все это время 1? часовой обеденный перерыв. Служащие, работавшие по 15 часов в сутки, считали своих хозяев идеальными людьми, ибо многие из их товарищей работали по 18 часов!!».
На рост революционной активности и развитие общественно-политических процессов огромное влияние оказывал такой специфический фактор как сельский статус Армавира. Немногочисленная сельская полиция была не в состоянии контролировать антиправительственную деятельность в населенном пункте, превышающем по своим размерам и экономическому потенциалу многие губернские города России.
Создание в Армавире ряда общественных и профессиональных объединений подготовило базу для организации новых политических структур, которые выступили в качестве главных инициаторов антиправительственных акций. Наибольшую активность в этом отношении проявили члены Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) и Партии социалистов-революционеров (эсеров). По словам одного из местных революционеров, просветительские учреждения Армавирского Общества попечения о детях «были почти целиком ячейками РСДРП». Это мнение подтверждает и руководитель Армавирских социал-демократов Г.А.Целлер, писавший, что школы Общества попечения о детях «находились у нас в руках и мы использовали их в качестве воскресных школ грамотности и неофициально для всех наших партийных дел вплоть до печатания прокламаций».
Летом 1902 г. на основе слияния марксистских кружков в Армавире возникает группа Российской социал-демократической рабочей партии, преобразованная впоследствии в комитет. Эта партия стала главным руководящим центром революционного движения в Армавире и окрестных районах. Первая в селении забастовка состоялась летом 1903 г. на чугунно-литейном заводе М.И.Мисожникова. Поводом для нее стало увольнение трех рабочих. Стачка литейщиков, которой руководили прибывшие из Ростова революционеры Гальский и Петров, продолжалась несколько дней. В результате хозяин удовлетворил большинство из предъявленных требований: уволенные были приняты обратно, а рабочий день сокращен до 10 часов.
Активная деятельность Армавирской организации социал-демократов привела к тому, что селение оказалось в авангарде революционного движения на Северном Кавказе. В 1905 г. в Армавире прошли 44 рабочие стачки, - больше, чем в любом из других пунктов региона. Первоначально в организации забастовок в Армавире большую роль играли социал-демократы из Ростова-на-Дону, такие как Г.И.Яковенко и П.Г.Бодров. В 1905 г. под руководством профессионального революционера Ю.П.Бутягина при Армавирском комитете РСДРП была создана лаборатория по изготовлению бомб, и сформирована вооруженная дружина.
Первая всеобщая забастовка Армавирского пролетариата состоялась в мае 1905 г. 3 мая стачка охватила всех промышленных рабочих села, собравшихся на Александровской площади (сегодня здесь расположен городской стадион, скверы и ряд кварталов) и выдвинувших требования сокращения рабочего дня, повышения зарплаты, улучшения условий труда и т.д. К забастовке присоединились местные приказчики, домашние работницы и даже полицейские. После переговоров с предпринимателями большинство требований бастующих было удовлетворено. Летом 1905 г. объявили стачку рабочие и служащие Владикавказской железной дороги, временно парализовав движение на главной в регионе магистрали.
К сожалению, местные предприниматели, поначалу еще придерживавшиеся достигнутых соглашений, вскоре вновь стали произвольно увеличивать продолжительность рабочего дня и урезать заработную плату. Алчность хозяев переполнила чашу терпения трудового люда, что в итоге привело к первым вооруженным столкновениям и кровопролитию. В начале сентября 1905 г. Армавирский пролетариат и торговые служащие вновь поднимаются на борьбу. С 9 сентября в селе снова вспыхнула всеобщая забастовка. На Николаевском проспекте (на нынешней площади им. В.И.Ленина) собрался огромный митинг. С каждым часом настроение толпы становилось все более возбужденным. На переговорах бастующих с владельцами предприятий быстрого согласия достигнуть не удалось. Многие рабочие, у которых дома голодали семьи, начинают озлобляться. Стачечники стали обливать в пекарнях хлеб керосином и изгонять с работы пекарей, также насильственным путем были прекращены занятия служащих в Азовско-Донском банке. Представители манифестантов потребовали закрытия лавок на базаре.
11 сентября к толпе митингующих прибыл атаман Лабинского отдела генерал-майор Н.П. Воронянский и потребовал от оратора прекратить выступление. Тот, обратившись к толпе, крикнул: «Братцы! Кого вы пришли слушать: меня или атамана отдела?». Рабочие ответили, что хотят слушать своего оратора. Тогда атаман приказал толпе разойтись, но и на это последовал отказ. Генерал вызвал на площадь части Армавирского гарнизона. Когда прибывшие казаки стали вытеснять митингующих с площади, то со стороны забастовщиков раздались отдельные выстрелы. В ответ стрельбу открыли и войска, после чего манифестанты начали в панике разбегаться. В результате этого столкновения был убит один рабочий и семь человек ранено. Похороны погибшего превратились в многотысячную политическую демонстрацию с пением «Марсельезы» и антиправительственными речами. По дороге к кладбищу были развернуты два флага: черный – с надписью «Долой тиранию!» и красный – с лозунгами «Долой самодержавие! Да здравствует свобода!».
Всеобщая забастовка в Армавире завершилась 15 сентября победой трудящихся, заключивших с владельцами торгово-промышленных заведений соглашение о выполнении ряда экономических требований. Так, маслобойщики добились введения 8-ми часового рабочего дня и небольшого повышения зарплаты до 20-24 руб. в месяц, в зависимости от сезона. Продавцам и приказчикам предприниматели пообещали открывать магазины в половину седьмого часа утра и закрывать – вечером в половину восьмого, с двухчасовым перерывом на обед. Праздничные и воскресные дни объявлялись выходными. Купцы обязались выдавать на руки своим служащим по 15 руб. «столовых» денег.
Установившееся затишье оказалось недолгим. 17 октября 1905 г. император Николай II подписал известный Манифест о даровании населению ряда гражданских свобод. Появление этого документа лишь усилило напряженность и раскол в обществе. Во всех уголках огромной страны поднимается новая мощная волна стачек и манифестаций. Либералы ликовали, считая, что Россия твердо становится на путь парламентаризма, и конституционной монархии. Сторонники революционных партий лишь усилили антиправительственные выступления, утверждая, что обещанные царем свободы призваны обмануть народ с целью подавить освободительное движение и сохранить существующий политический строй. В противоположном лагере быстро собирают силы черносотенные монархические организации, деятели которых заявляют, что пришло время решительно покончить с революционной «крамолой» и защитить власть российского самодержца. Представители местной администрации и даже органы полиции на какое-то время оказались совершенно растеряны.
Уже на следующий день после обнародования царского Манифеста, 18 октября в Армавире началась всеобщая забастовка работников не только торгово-промышленных предприятий, но и воспитанников учебных заведений. На Николаевском проспекте вновь собралась толпа народа и зазвучали противоправительственные речи. Митинги продолжались два дня. 20 октября забастовка прекратилась.
Ответной реакцией на массовые революционные выступления стала активизация местных сторонников самодержавия. Глухой ропот против «социалистов» и всех тех, кто разделял демократические идеи, постепенно перерастает в призывы к расправе. Из Ростова-на-Дону в Армавир прибыл мастер по организации погромов Александр Половцев, известный под кличкой «Сашка Черный Глаз». Совместно с местными лидерами консервативных сил он разрабатывает план предстоящего избиения «социалистов». Опасаясь насилия, представители интеллигенции обратились к атаману отдела Н.П.Воронянскому с просьбой защитить их. Он ответил, что он не допустит никаких беспорядков, и что выступления погромщиков будут немедленно подавлены силою оружия. К сожалению, своего обещания генерал не сдержал…
22 октября 1905 г. в селении начинаются стихийные митинги сторонников самодержавной власти. 23 и 24 октября при попустительстве властей по Армавиру прокатились черносотенные погромы. Следует отметить, что они не носили этнической окраски. Гнев монархистов был направлен на представителей местной передовой интеллигенции.
Особую ненависть черносотенцев вызывал Виктор Игнатьевич Лунин, который, хоть и не являлся членом революционных организаций, был в глазах всех слоев населения символом освободительного движения.