Генеалогия родов Понедельник, 21.10.2019, 06:25
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Разделы

Календарь
«  Октябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Наш опрос
Ваша оценка сайта
Всего ответов: 58

Поиск по сайту

Поисковые запросы

    Окончательное вооруженное покорение земель Северо-Западного Кавказа завершилось в 1864 году. Данное событие сыграло важную роль в истории Армавира. С этого времени жители аула начинают уделять основное внимание мирным хозяйственным занятиям. В прежние времена этому препятствовали военные действия. В 1875 году через Армавир прошла магистраль железной дороги из Ростова-на-Дону во Владикавказ, а ещё через год Армавир был преобразован в село. Эти события стали поворотными в истории нашего города. Железной дороге было предназначено до неузнаваемости изменить лицо сонного аула, который за несколько десятилетий превратился в крупный финансовый, торговый и промышленный центр всего Северного Кавказа.

    Период в истории Армавира с 1864 до 1876 года, то есть от окончания на Северо-Западном Кавказе военных действий и до переименования аула в село, называют хозяйственным.

    Так рассказывает об Армавире тех лет один из очевидцев, посетивших аул: «Тому, кому пришлось жить в Армавире до проведения железной дороги, хорошо помнит, что в то время там не всегда можно было достать предметов для удовлетворения даже самых необходимых потребностей, как то: хлеба, говядины и т.п. Всё приходилось доставать из соседнего Прочно-Окопа… Две-три лавчонки с красным товаром, три-четыре кабака с отвратительной водкой – вот и вся тогдашняя торговля Армавира. Всё спало глубоким сном, ничто не нарушало тишины и покоя; всё и вся носили на себе печать восточной лени и апатии. Днём на улицах царила мёртвая тишина, не слышно было ни людского говора, ни стука «благородных» экипажей, разве только, и то изредка, проедет азиатская арба, визг которой тревожит ваш слух и нервы. Это армавирец или везёт со степи сено, или перевозит с хутора кизяк. Ночью по улицам бегали целые стаи голодных собак, встреча с которыми угрожала ночному запоздалому путешественнику немалою опасностью».

    Действительно, повседневная жизнь простых армавирцев в те далёкие годы была крайне бедна впечатлениями, ход её был очень медленным, казалось, что изо дня в день ничего не происходит.

    Представьте себе мир, в котором ещё не придумано радио, до изобретения телевидения оставалось примерно 50-60 лет, а до его появления в Армавире все 80. Ещё нигде на земле нет ни одного автомобиля, а асфальтовые дороги только-только прокладываются в Европе. Не было даже электричества. Точнее, о нём известно, но до его появления в каждом доме ещё должны пройти многие десятилетия. Поэтому армавирцы тех далёких лет ничего не знали об электрических лампочках и бытовых приборах, без которых мы сегодня не мыслим своей жизни. К этому нужно добавить, что в селении не было канализации и водопровода, не говоря уже о газе и паровом отоплении. Женщины тратили весь день на поддержание огня в очаге, приготовление пищи, ручную стирку, уборку – сначала в доме, а потом во дворе. Много времени отнимал уход за скотом, который держали в каждом хозяйстве. А ещё женщины должны были присматривать за детьми, потому что детских садов тоже не было.

    В те времена ещё никто не знал, что такое телефон, и даже граммофон ещё не был изобретён. Братья Люмьер покажут свой первый короткий фильм о прибытии поезда только через три десятка лет. Сам паровоз и железная дорога выглядели чудом, также как и редкие ещё фотографии. Наверное, неслучайно, что первая в мире киносъёмка (усовершенствованное искусство фотографии) запечатлела паровоз: самые технически прогрессивные вещи своего времени тянулись друг другу.

    Здесь надо сказать о том, что первая известная фотография Армавира относится к 1875 году, и на ней также запечатлена железная дорога и паровоз.

    В том далёком году рельсы только-только проложили рядом с армянским аулом. Совсем недавно построили здание станции, с гордой надписью «Армавиръ», которая должна была информировать пассажиров, в какой точке своего пути они сейчас находятся. А название это, надо сказать, мало что говорило проезжавшим мимо дамам и господам.

Фото станции, сделанное администрацией Ростов-Владикавказской железной дороги в 1875 г

    Фото станции, сделанное администрацией Ростов-Владикавказской железной дороги в 1875 г., стало первой фотографией, на которой запечатлён вид Армавира. Если вы обратите внимание на это фото, то согласитесь, что и смотреть-то тогда было не на что. То, что видно за одноэтажным маленьким зданием железнодорожной станции – это место, где сейчас находится Привокзальная площадь и участок улицы Мира, примерно от её пересечения с улицей Карла Либкнехта и до Сенного моста. То есть, если бы совместить это фото с сегодняшним видом города, то сразу за станцией был бы виден силуэт гостиницы «Северной» и ряда пятиэтажных жилых домов на улице Мира.

    Буквально в тридцати метрах за станцией выглядывают бедные домишки армавирцев. Это турлучные мазанки, саманные и деревянные хаты, прячущиеся в небольших двориках, огороженных плетнём. Многие дома покрыты камышом. Слева от здания – на самом горизонте видна ветряная мельница, которая стояла где-то за современным Сенным мостом. По другую сторону железной дороги была только степь.

    Вот таким представлялся Армавир многочисленным переселенцам, которые начинают наводнять его после проведения железной дороги. Но это будут уже совсем другие времена. А чем же жил Армавир в те 12 лет, которые прошли между окончанием военных действий и преобразованием аула в село?

    В 1860-е годы население Армавира даже немного сокращается. Это было связано с уходом из аула бывших крепостных крестьян. Так, если в 1859 г. здесь проживало 3 247 чел., то к 1869 г. армавирцев осталось всего 2 917 чел. Приток переселенцев в Кубанскую область (так раньше называлась территория, которая была близка в своих границах нынешнему Краснодарскому краю) усилился после 1868 г. Дело в том, что 29 апреля того года был принят указ, разрешавший поселение на казачьих землях лицам невойскового сословия, то есть безземельным и малоземельным крестьянам из других губерний России. В результате этого, множество бедных людей из Центральной России, Поволжья, Левобережной Украины и других районов устремились на благодатную Кубань. Здесь был мягкий климат, плодородная и обильная земля. В эти же годы понемногу начинает расти и население Армавира. В 1873 году оно уже насчитывало 3 729 чел, а в 1876 году, перед преобразованием Армавира в село, здесь проживало 4 603 чел. При этом мы хотим обратить ваше внимание на то, что если раньше иногородних жителей (главным образом русских) в Армавире были, буквально, единицы, то к 1876 году их насчитывалось уже 888 чел. Черкесо-гаев было по-прежнему подавляющее большинство – 3 715 чел. Но с каждым годом иногородних приезжих жителей становилось все больше и больше, а численность коренных армавирцев черкесо-гаев почти не увеличивалась.

    Состав населения Армавира в эти годы изменяется не только потому, что сюда начинают приезжать земледельцы из Центральной России. С начала 1860-х гг. из Армавира стали уходить бывшие крепостные крестьяне коренных армавирцев. А их было немало. В 1866 году в ауле насчитывалось только мужчин-крепостных 462 чел.

    При освобождении в собственности у крестьян оставалась сакля и домашняя утварь. Всё остальное имущество бывшие крепостные делили со своими хозяевами. Но самое важное это то, что земля им отводилась из наделов бывших владельцев, а они давали своим вольноотпущенникам участки, расположенные очень далеко от Армавира и от реки. Это было очень неудобно, так как нечем было поить выпасаемый скот. В итоге освободившиеся крестьяне обратились к властям с просьбой поселить их поближе к реке Уруп, там, где имелись свободные земли. Так, бывшие крепостные армавирских жителей, которые были, главным образом, черкесами, основали свой собственный аул. Это поселение бывшие армавирские крепостные назвали Шъхьащэфыжь, что означает «Аул тех, которые выкупили свои головы». Сюда сразу же стали переселяться горские крестьяне из самых разных районов Закубанья, в результате чего аул быстро рос. В апреле 1867 г. аулу было присвоено название Урупский, которое он сохранил до наших дней.

    В конце 1869 года Кубанская область была разделена на 5 уездов. Армавир вошёл в состав Баталпашинского уезда. 27 января 1876 года был образован новый уезд – Кавказский. Его центром стал Армавир.

    Мирные времена, бурный рост населения Кубанской области и развитие транспорта стали главными причинами развития торговли и промышленности. Армавирцы проявили себя в этих делах как энергичные и предприимчивые люди – их капиталы стали расти, как на дрожжах. Особенно выделялись своими успехами армавирские купцы. Они всерьёз занялись оптовой торговлей в соседних станицах и аулах, активно продавали и перепродавали лошадей и крупный рогатый скот. Армавирцы пригоняли целые табуны скакунов на ярмарки в Полтаву, Ромны, Бердичев и даже в Варшаву. Коров и быков продавали в Ростове-на-Дону и Луганске.

    Торговля ещё быстрее пошла в гору, когда была проведена железная дорога. Первый состав проследовал через станцию Армавир 2 июля 1875 года.

    В Армавире появляется совершенно новый, дотоле неизвестный вид предпринимательства – промышленное производство. Первое относительно крупное предприятие открывается в ауле в 1868 году. Это была ватная фабрика Каспарова. В 1871 г. начал работу пивоваренный завод Г.Б. Челидзе, и в 1875 г. – ватная фабрика братьев Тарасовых. Кроме того, в ауле работали небольшие кузницы и мельницы.

    Рост благосостояния армавирцев способствовал развитию образования в ауле. Первое мужское армянское церковно-приходское училище было открыто в Армавире на средства купца Давида Улуханова еще 19 сентября 1848 г. В 1865 г. появляется вторая мужская школа, а в 1869 г. открывается женское училище. Во всех школах одним из обязательных предметов был русский язык, что способствовало росту взаимопонимания черкесо-гаев и русских.

    После того, как миновала угроза набегов, ров был засыпан и оборонительные плетни убраны, кварталы и улицы стали приобретать чёткую планировку. В Армавире появляются кирпичные дома, покрытые железом. Начинают возводиться первые двухэтажные постройки. Появление самого старого из сохранившихся в Армавире двухэтажных домов относится именно к этому периоду. Это здание, которое построили в 1863 г., то есть в те времена, когда в Армавире ещё не было железной дороги, находится на углу улиц Р. Люксембург и Кирова – через дорогу от главного корпуса Армавирского государственного педагогического университета. Однако в хозяйственный период (1864-1876 гг.) кирпичных зданий «европейской архитектуры» в ауле было очень мало. В основном застройка состояла из деревянных и турлучных горских саклей, крытых камышом, соломой и тёсом.


Материал из книги "ИСТОРИЯ АРМАВИРА" (до 1917г.) С.Н. КТИТОРОВ, В.Г. ШНАЙДЕР
Форма входа

Архив записей

РОСАТОМ
Радиационная обстановка

Создание, раскрутка, тех.поддержка сайта: +7(918)2409114, arkot.ru@list.ru © 2019Конструктор сайтов - uCoz