Генеалогия родов Пятница, 26.04.2024, 00:12
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Разделы

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Наш опрос
Ваша оценка сайта
Всего ответов: 63

Поиск по сайту

Поисковые запросы

Образование и здравоохранение

В конце XIX - начале XX века развитие культуры проявлялось, прежде всего, в совершенствовании и расширении сферы народного образования Армавира. В этот период селение обретает функцию значительного культурно-образовательного центра Северного Кавказа. Рост сети учебных заведений являлся главной предпосылкой повышения общего культурного уровня местного населения.

    Основной груз забот о развитии в селении системы народного образования взяли на себя различные общественные объединения. Бесспорным лидером в этой сфере стало Общество попечения о детях. Оно было образовано в 1890 г. с целью оказания всесторонней помощи детям дошкольного и школьного возраста. В уставе общества говорилось, что оно: «снабжает детей одеждою, пищею и другими материальными средствами; организует для них бесплатную медицинскую помощь; помещает детей в существующие дома призрения, приюты и учебные заведения; устраивает свои дома призрения, первоначальные школы, ремесленные, сельскохозяйственные и иные училища». В члены общества могли вступать совершеннолетние лица «всех состояний, званий и вероисповеданий». Непосредственной деятельностью объединения руководил выборный Комитет, который возглавил В.И.Лунин, занимавший эту ответственную должность более 20 лет. Общество попечения о детях стало главным делом жизни Виктора Игнатьевича и, благодаря ему, получило широкую известность далеко за пределами Кубани.

    В период с 1892 по 1904 г. Обществом попечения о детях в Армавире было открыто 5 народных школ. Все они размещались в собственных кирпичных зданиях, специально возведенных для учебных целей. В 1913 г. в школах общества обучалось 900 детей, причем половина из них – бесплатно. В этом же году начали действовать еще три начальных училища (6-е, 7-е и 8-е) Общества попечения о детях. Бедных учеников Общество снабжало одеждой, учебниками и лекарствами. Школьники изучали не только начальную грамоту и арифметику, но также русскую историю, географию, естествознание и другие дисциплины.

    Общество попечения о детях выступило с инициативой открытия в селении женской прогимназии, которая начала действовать 2 октября 1901 г., разместившись первоначально в наемном доме купца М.И.Месинева (ныне школа № 8 на углу ул. Железнодорожной и Кирова).    Это важное образовательное учреждение стало первым на Кавказе средним учебным заведением, возникшим не в городе, а в селении. Раньше школы такого уровня действовали лишь в городах. В 1904 г. прогимназия была преобразована в гимназию и тогда же перешла в специально возведенное для нее новое здание на углу улиц Георгиевской и Садовой (ныне угол ул. Халтурина, 78 и Комсомольской, 136). Накануне Первой мировой войны по количеству учащихся (более 700 чел.) гимназия Общества попечения о детях занимала в Кубанской области первое место.

    В гимназии Общества попечения о детях имелась библиотека, лаборатория по естествознанию и один из лучших на Северном Кавказе физический кабинет. На крыше школьного здания была оборудована площадка с телескопом для астрономических наблюдений. 12 мая 1910 г. ученицы во главе с преподавателем математики Н.П.Киншиным следили отсюда за полетом над Армавиром кометы Галлея. С 1913 г. в актовом зале гимназии стали регулярно устраиваться сеансы научно-просветительского кинематографа, которые посещали учащиеся большинства местных школ, а также вообще все желающие. Одной из распространенных форм внеклассной работы являлись экскурсии. Вместе с педагогами девочки посещали местные фабрики и заводы, совершали прогулки в 3-ю рощу. Школьницы побывали с экскурсиями на курортах Кавказских минеральных вод и в Москве.

    В начале XX века в Армавире действовала также мужская гимназия, открытая в 1904 г. на средства государственной казны. С 1906 года обязанности ее директора исполнял Александр Николаевич Лавров – яркий представитель местной интеллигенции, сыгравший заметную роль в деле развития народного образования. Благодаря его заботам, мужская гимназия превратилась в большое и первоклассное учебное заведение. Гимназия была прекрасно оборудована. Здесь имелась богатая библиотека и современный физический кабинет, работали кружки рисования, лепки, выжигания по дереву и др. В актовом зале регулярно устраивались сеансы школьного кинематографа, на сцене мальчишки ставили любительские спектакли, тут проходили многолюдные музыкальные и литературные вечера. Для иногородних школьников при гимназии действовал пансион (общежитие). Трудами директора А.Н.Лаврова были организованы два ученических духовых оркестра, а в 1915 г. появляется своя футбольная команда.

    Не прошло и десяти лет со дня открытия Армавирской мужской гимназии, как по количеству учащихся она стала крупнейшей среди аналогичных учебных заведений Кубанской области. В 1913 г. здесь обучалось 586 чел.

    В числе выпускников Армавирской мужской гимназии – известный советский писатель И.С.Рахилло и видный ученый, доктор геолого-минералогических наук В.П.Колесников. В юности, в 1914 г. приезжал сюда из своего родного Майкопа сдавать экзамен по латыни замечательный отечественный драматург и литератор Евгений Шварц.


    На месте мужской гимназии в наши дни находится современный жилой дом (угол улиц Чичерина и Комсомольской), на первом этаже которого разместилась городская стоматологическая поликлиника.

    К моменту преобразования Армавира в город здесь действовало уже до 30 различных школ. В 1915 году в городе работали 33 учебных заведения, где получали образование 4 699 мальчишек и девчонок.

    После присвоения Армавиру статуса города развитие образования становится одной из главных целей деятельности новых муниципальных властей. Менее чем за 2 года, с сентября 1915-го по май 1917 г. в Армавире открывается 5 городских училищ и принимается в муниципальную собственность школа Союза русского народа, преобразованная в 6-е училище. В эти учебные заведения было зачислено около 600 детей. Стоимость обучения являлась здесь минимальной, а школьники бесплатно обеспечивались учебниками и письменными принадлежностями. Как и в других российских городах, в годы Первой мировой войны в Армавире появляется целый ряд учебных заведений и детских приютов различных благотворительных обществ: Лабинское уездное попечительство детских приютов открыло школу и приют для сирот погибших воинов; местное отделение Петроградского Польского общества жертвам войны – приют-ясли и школу для беженцев-поляков; Армянский культурный союз – училище для беженцев-армян и т.д.

    Созданное в 1899 г. Армавирское общество взаимного вспоможения приказчиков имело в селении начальную школу и библиотеку-читальню, содержало несколько бесплатных врачей и акушерку.

    На средства Армавирского отдела Лабинского уездного комитета попечительства о народной трезвости в 1903 г. в селе была открыта библиотека-читальня, названная впоследствии в честь Л.Н.Толстого. При обществе трезвости также работала воскресная школа и научно-просветительский кинематограф.

    Важным очагом просвещения стала основанная Обществом попечения о детях в 1896 году крупнейшая в Армавире публичная библиотека. В 1901 г. здесь имелось 6853 тома книг и выписывалось 42 периодических издания, а через 5 лет книжный фонд превысил 10 тыс. экземпляров. Основными посетителями библиотеки являлись учащиеся школ и гимназий. В 1904 г. Обществом попечения о детях был оборудован большой книжный склад, снабжавший училища литературой и канцелярскими принадлежностями.

    Осенью того же года при книжном складе обществом создается музей наглядных учебных пособий. 15 ноября 1907 г. музей был открыт для свободного обозрения публики с бесплатным доступом всех желающих. Основными посетителями экспозиции являлись школьники. В музее учащиеся знакомились с различными отраслями человеческого знания, изучая такие экспонаты, как: картины, чучела животных, гербарии, скелеты, минералы, монеты, модели механизмов, физические, оптические и измерительные приборы, сельхозорудия и т.п. Здесь имелись отделы: зоологии, ботаники, минералогии, палеонтологии, археологии, нумизматики, географии, этнографии, анатомии, истории, сельского хозяйства, технологии и др. Это был своего рода краеведческий и политехнический музей, выполнявший функцию важного образовательного учреждения. Сюда регулярно организовывались экскурсии учеников из кубанских станиц и селений. Музей стал первым в Армавире центром краеведческих знаний, где было положено начало изучению природы и истории близлежащей округи. Музей наглядных учебных пособий Общества попечения о детях является предшественником одного из старейших на Кубани нынешнего Армавирского муниципального краеведческого музея, расположенного на ул. Ленина № 114.

    Общество попечения о детях являлось также пионером в области дошкольного и внешкольного воспитания. В 1909 г. при этом объединении было организовано «Особое совещание по внешкольному образованию и воспитанию учащихся и детей дошкольного возраста». В свою разноплановую деятельность «Совещание» быстро вовлекло большинство учебных заведений Армавира. Этой внешкольной организацией регулярно устраивались спектакли, литературные утренники, выставки, экскурсии, маевки, хоры, оркестры и т.п. Все эти мероприятия проводились с участием детей из большинства местных школ. Совещание имело собственный учебный кинематограф, установленный в помещении женской гимназии. С 1914 г., по инициативе Бориса Львовича Выродова, в летние месяцы в Армавире начинает действовать общедоступная детская площадка. Воспитатели-энтузиасты устраивали здесь разнообразные игры, спортивные состязания, организовывали кружки, стараясь оградить подрастающее поколение от пагубного влияния улицы. Б.Л.Выродовым, при помощи известного немецкого педагога Эрнста Фернстера, была создана молодежная организация «Перелетные птицы», ставившая перед собою цель изучения природы и истории родного края путем походов и экскурсий. Этот отряд, состоявший из детей разного возраста, стал прообразом будущих юных натуралистов. Борис Львович был всецело предан делу воспитания детей. Одним из первых он стал проводить в Армавире экскурсионную и краеведческую работу, которую продолжал и в советское время.

    Накануне преобразования Армавира в город в селении действовало свыше 20 просветительских, благотворительных и общественных организаций. Кроме тех Обществ, что мы уже упоминали, здесь были такие организации как Общество пособия бедным; Армавирское отделение общества просвещения Владикавказской железной дороги; Общество взаимопомощи учащих и учивших Лабинского и Баталпашинского отделов; Общество любителей драматического искусства; Армавирское отделение армянского благотворительного общества на Кавказе; Римско-католическое общество пособия бедным; Гимнастическое общество «Сокол»; Общество народных университетов и многие другие. Все они вносили свой посильный вклад в развитие просвещения и культурной сферы Армавира.

Так, основанное в 1899 г. Общество пособия бедным на средства, завещанные щедрой благотворительницей Февронией Федо-ровной Довжиковой, в первые годы XX века открыло в Армавире ночлежный дом на 50 мест, а в 1910 г. – больницу на 50 кроватей и при ней богадельню (см. фото справа).

На строительство лечебницы было затрачено свыше 125 тыс. руб., благодаря чему ее удалось оснастить всем необходимым медицинским оборудованием. Главным врачом больницы, названной в честь Ф.Ф.Довжиковой, стал опытный хирург, бывший депутат 2-й Государственной думы Лев Васильевич Карташев. Старинные постройки «Довжиковской» больницы, как и сегодня ее еще называют некоторые старики-армавирцы, были уничтожены в огне Великой Отечественной войны. Сегодня на этом месте находится 3-я городская больница по ул. Энгельса № 2.


Материал из книги "ИСТОРИЯ АРМАВИРА" (до 1917г.) С.Н. КТИТОРОВ, В.Г. ШНАЙДЕР
Форма входа

Архив записей

РОСАТОМ
Радиационная обстановка

Создание, раскрутка, тех.поддержка сайта: +7(918)2409114, arkot.ru@list.ru © 2024Конструктор сайтов - uCoz