Генеалогия родов Вторник, 19.03.2024, 05:33
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Разделы

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Наш опрос
Ваша оценка сайта
Всего ответов: 63

Поиск по сайту

Поисковые запросы

Рост площади Армавира

В те бурные десятилетия Армавир быстро разрастался, ежегодно расширяя свою площадь. Кварталы нашего города были в основном правильной прямоугольной формы, а улицы пересекались под прямым углом. В этом Армавир был немного похож на Санкт-Петербург, который тоже возводился очень быстро и планировался осмысленно, совсем не так как Москва, которая застраивалась в течение столетий, без связи и общего замысла, а абы как, и абы какому царю и вельможе было угодно. До сих пор карта Москвы, сформированная расходящимися от Кремля лучами шоссе, перехваченными многочисленными транспортными кольцами, напоминает исковерканную ветром сеть паутины и разительно отличается от регулярно раскроенного городского пространства Санкт-Петербурга. И в этом Армавир, несомненно, был похож на северную столицу.

Селение росло, постепенно отодвигаясь от берега Кубани, шаг за шагом захватывая поля и пустоши за железнодорожным полотном. Кварталы обозначались местными властями сразу. Бывало, что их будущие контуры были уже отмечены и на карте, и на местности, а домов ещё не было. Так, например, появилось название одной из окраинных улиц Армавира – «Пустая» (Герцена). Впрочем, и в названиях улиц Ветреной (ныне не существует), Луговой (Новороссийская), Степной (ул. Свердлова за полотном железной дороги), Крайней (Гутеневская) прощупываются границы селения в начале ХХ века. В 1910-х годах южную часть Армавира ограничивали улицы Майкопская и Южная (Советской Армии). То есть, четной стороны современной улицы Советской Армии и всего того, что находится дальше, в сторону Черемушек, тогда не было. Этот район начал застраиваться только накануне и после Великой Отечественной войны.

    С развитием промышленности и торговли, то есть с умножением богатства армавирцев, растёт и сам Армавир. Так, в 1892 году в селении насчитывалось 144 квартала, в 1902 году – 244, а в 1912 году в Армавире было уже 397 кварталов. Напомним, что первая граница армянского аула, проложенная в 1839 году, охватывала территорию размером всего в 14 современных кварталов. Таким образом, примерно за 70 лет, их число увеличилось более чем в 27 раз.

    Росло и число различных сооружений в Армавире: жилых домов, административных зданий, промышленных построек и т.п. Например, в 1880 году в селении было 806 домов, в 1897 году – 2 830, а в 1912 году уже – 9 066 различных зданий. В 1915 г. в Армавире, только что получившем статус города, было зафиксировано 11435 строений.

    Интенсивное строительство резко изменяет внешний вид и характер сельских улиц. Уже в 1890 г. в известном российском энциклопедическом словаре издателей Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона отмечалось: «Армавир хорошо построен, особенно весьма длинная базарная площадь. Дома и магазины не хуже, чем в губернском городе средней руки». Любопытное описание внешнего облика Армавира было представлено в 1894 г. на страницах газеты «Кубанские областные ведомости»: «Турлучные и иные постройки, крытые соломою, из всех центральных кварталов, можно сказать, исчезли совсем, да и в остальных кварталах начинают заменяться преимущественно кирпичными и, во всяком случае, крытыми железом постройками;... на главной улице высятся 2-3 этажные дома ценностью в сотни тысяч, с зеркальными стеклами, с роскошными entree (парадные входы, подъезды, - С.К., В.Ш.), с кариатидами и разными лепными украшениями, открылись с такими же entree, высокими залами и швейцарами гостиницы, на бирже стоят линейки, фаэтоны, коляски и т.д. Хлебная торговля отошла на задний план и места амбаров заняли блестящие магазины с оптовыми торговлями всех родов товаров».

    Люди, впервые приезжавшие в Армавир, с трудом верили, что они находятся не в городе, а в селе. Известный кубанский краевед А.Н.Дьячков-Тарасов, посетивший Армавир в 1900 г., оставил такие впечатления: «Трудно назвать селением этот городок с мощеными улицами, с огромной тоже мощеной площадью, с многочисленными магазинами с зеркальными окнами, многоэтажными домами с красивыми лепными фигурами». Летом 1903 г. в Армавире гастролировал со своей труппой столичный антрепренер М.Е.Евгеньев, который в своем дневнике записал: «Приехали в город (впрочем не город - село) утром... Сам Армавир по внешности... дает впечатление хорошего губернского города: отличные магазины, прекрасные каменные здания, электрическое освещение, асфальтовые тротуары и т.п.».

    Наглядной иллюстрацией происходивших здесь стремительных перемен, служит описание Армавира, которое оставил журналист ростовской газеты «Приазовский край» И.Невольный в июле 1911 г.: «Растет и ширится Армавир положительно, без преувеличения, со сказочною быстротою. Интенсивное развитие торговли и промышленности, открытие новых промышленных заведений, банков, постройка Армавир-Туапсинской железной дороги вызвали огромный приток в Армавир пришлого населения, стремящегося так или иначе «устроиться» и заработать. Вследствие такого быстрого притока, естественно, явился большой спрос на квартиры, цена на которые моментально сделала невероятный скачек вверх. Квартиры берутся, что называется, с бою. Спрос на квартиры вызвал усиленное домостроительство. Каждый, имеющий свободную копейку, строит дом под квартиры. Постройка квартир одинаково усиленно производится как в центре села, так и окраинах. Объясняется это тем, что окраины села не слишком удалены от центра и притом же домовладельцы питают твердую уверенность, что в самом недалеком будущем в Армавире будет проведен трамвай, для устройства которого уже образуется общество и остановка пока только за разрешением от подлежащих властей. Вполне понятно, что с проведением трамвая, разница на квартиры в центре села и окраинах, и сейчас довольно незначительная, совсем исчезнет. В районе, прилегающем к вокзалу владикавк. жел. дор., в данный момент строятся до двух десятков двухэтажных очень поместительных домов, предназначенных к сдаче в аренду под магазины и конторы. Интересно, что несмотря на то, что до конца построек еще очень далеко, некоторые из новостроющихся помещений уже сданы в аренду для вновь открываемых торгово-промышленных заведений. До настоящего момента для постройки станции «Армавир», армавир-туапсинской жел. дор. управлением дороги еще не выбрано определенного места, но как только это место будет окончательно определено, в том районе немедленно начнется усиленное домостроительство. Даже и сейчас, многие, делая только простое предположение о месте будущего вокзала и, пользуясь слухами по данному вопросу, начинают строить дома в районе предполагаемой постройки вокзала.

    За последние два года в Армавире открыто много техническо-строительных контор и, в данный момент, все они завалены работой. С чувством удовлетворения нужно заметить, что вновь строющиеся дома рассчитаны на значительный комфорт: с водопроводом, электрическим освещением и т. д.; в двух же отстраиваемых больших домах для торгово-промышленных заведений будет применен лифт…».


Материал из книги "ИСТОРИЯ АРМАВИРА" (до 1917г.) С.Н. КТИТОРОВ, В.Г. ШНАЙДЕР
Форма входа

Архив записей

РОСАТОМ
Радиационная обстановка

Создание, раскрутка, тех.поддержка сайта: +7(918)2409114, arkot.ru@list.ru © 2024Конструктор сайтов - uCoz